Лаковая миниатюра


Тема Великой Отечественной войны и героизма русского народа в работах мастеров Палеха, Холуя и Мстеры.

В Ивановской области находились крупнейшие центры русской национальной культуры: Палех, Холуй, Мстера, которые с началом Великой Отечественной воины стали испытывать серьезные трудности. Многие ведущие художники ушли в Красную Армию, почти полностью прекратилось снабжение дефицитными красками, определились трудности сбыта продукции, упала заработная плата. Художественная артель в Холуе в 1941 г. была закрыта, приостановлена работа Палехского художественного училища. Молодые художники были призваны в Красную Армию (например, в Мстерской артели к 1943 г. из ста двадцати четырех мастеров осталось всего тридцать шесть). Однако искусство лаковой миниатюры, которым славится наша область, не прерывалось и в суровые военные годы. Работа артелей была возобновлена, открылись художественные профшколы. Появились крупные заказы, в том числе и зарубежные. Значительно более широкое распространение получили батальные и исторические сюжеты, а по заказам воинских частей и учреждений были выполнены сотни портретов славных военачальников прошлого, героев Великой Отечественной войны. Произведения палешан, умельцев Холуя и Мстеры вызывали большой интерес у иностранных дипломатов и трудовых делегаций зарубежных стран, находившихся в СССР. Например, представителям сражавшейся Франции были подарены композиции палешан П. Вихрева "Новый порядок" и Т. Зубковой "На закате ходит парень", а "Ледовое побоище" П.М. Зиновьева приобрела Чехословацкая миссия. Многочисленные произведения мастеров лаковой миниатюры экспонировались на выставках "Русские лаки" в Египте (Каир), Болгарии, Всесоюзных выставках "Великая Отечественная война" и посвященной Победе над Германией (1942-1946гг.)

Мстера До августа 1944 г. Ивановская область включала в себя территории современной Ивановской и Владимирской областей. поэтому в свой проект мы включили город Мстера. В самом начале войны Научно-исследовательский институт художественной промышленности, курировавший Мстерскую артель, добился разрешения о переводе работы артели на "обслуживание нужд обороны нашей Родины в деле создания плакатов и лубков, понятных и доходчивых для широких масс трудящихся". Сохранилось несколько эскизов плакатов. Художники Мстеры не прерывали работу и над миниатюрой. Они писали массовую продукцию на экспорт (был получен крупный заказ из США) и творчески создавали новые произведения. В их искусство вошла тема героизма русского народа, отражение славных страниц военной истории Отечества ("Бегство французов из России" А.Ф. Котягина, "Русские богатыри" Н. П. Клыкова, "Оборона Троице-Сергиевой Лавры", "Поход народного ополчения для освобождения Москвы" И.А. Фомичева, "Куликовская битва" И.Н. Морозова). В эти годы развернулся талант баталиста Мстеры Василия Никифоровича Овчинникова. Среди его произведений - "Взятие города Кюстрина", "Форсирование Днепра" и "Куликовский бой с переходом реки Дон русскими войсками".

Старейший из мастеров артели, Николай Прокофьевич Клыков (ему уже было за восемьдесят), обратился к былинным сюжетам, в символической форме отражая борьбу родного народа с захватчиками (например, шкатулка "Пир у Алеши Поповича"). Клыков впервые вводит штриховое письмо с темперными красками - манера письма, в прошлом применявшаяся во фресковой живописи. Возрождает он и забытый технический прием, как "огневое золочение" (роспись золотом на черно-лаковой поверхности). Этими приемами он исполнил, например ларец "Былины русских богатырей".

Палех Летом 1941 г. Палехская художественная артель лишилась многих молодых художников, отправленных на фронт, на время было закрыто и местное художественное училище. Однако уже в декабре 1941 года Ивановский обком принял решение о возобновлении занятий в Палехском художественном училище и об активизации творческой работы мастеров артели. Переключение на освещение событий войны было связано с большими трудностями. Отказ от старой тематики отразился на снижении качества работ, грозил утратой традиции палехских живописцев, чего, правда, удалось избежать. Палешанин А. И. Ватагин написал такие патриотические вещи, как "Минин и Пожарский в битве под Москвой", "Въезд Минина и Пожарского в Кремль", "Защита русских городов". Н. П. Зиновьев создал большую композицию "Дух предков". Ларец "Сталинград", созданный А.А. Котухиной, на каждой стенке представлял эпизоды этого героического сражения. Подвигу героя Великой Отечественной войны Александра Матросова была посвящена работа А. Куркина ("Александр Матросов"). Также Н. П. Зиновьев и А. А. Котухина оформили спектакль "Страна чудес" на сцене филиала Государственного Академического Большого театра СССР. Произведения палешан экспонировались на смотрах лучших художественных сил страны. Они приняли участие в первой Всесоюзной выставке "Великая Отечественная война", открывшейся 7 ноября 1942 года в Третьяковской галерее, где было представлено 15 их работ. С интересной композицией "Советские богатыри", изображавшей подвиги Зои Космодемьянской и пяти севастопольских матросов, бросившихся с гранатами под фашистские танки, выступил молодой художник Е. Пашков, удостоенный диплома I степени. Палешане принимали участие и в других экспозициях, многие за свои работы были удостоены правительственных наград. Палехские художники неоднократно обращались к теме Великой Отечественной войны и позднее. В 2005 г., к 60-летию Победы в московском издательстве "Инкомбук" при поддержке фонда "Искусство Палеха" была выпущена поэма А. Твардовского "Василий Теркин" с иллюстрациями палехского художника В.Юскова. Статью об этом издании профессора ИвГУ Л. Таганова в "Литературной газете" смотрите здесь.

Холуй В работе Холуйской художественной артели также произошел небольшой перерыв, связанный с событиями начала войны. Лишь в начале 1942 г. в Холуй приехали представители облисполкома и Комитета по делам искусства при Совете Министров РСФСР, собравшие художников и определившие круг задач по освещению героического прошлого нашей Родины, подвигов русских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. Артель получила новые заказы. 7 февраля 1943 г. постановлением СНК РСФСР были намечены пути дальнейшего развития холуйского искусства: открыта четырехлетняя профшкола, организован цех по изготовлению изделий из папье-маше, выделены значительные финансовые средства. Артель стала быстро расти и укрепляться. Холуйская миниатюра приобретала все большую популярность, заговорили о ее своеобразии. В Холуе был организован филиал Ивановского областного отделения Союза молодых художников. За годы Великой Отечественной войны художники Холуя создают целый ряд выдающихся произведений, посвященных ратным подвигам русского народа. Тема патриотизма раскрыта в работах В.Д. Пузанова "Призыв Минина и Пожарского" и "Куликово поле". К.В. Костерин создает такие произведения, как "Русские полководцы", "От расплаты не уйти", "В атаку" и др. Исторические сюжеты использовал С.А. Мокин (росписи шкатулок "Призыв Степана Разина" и "Князь Игорь"). Работа холуйских мастеров была отмечена управлением по делам искусств при СНК РСФСР: "Произведения мастеров художественной артели свидетельствует о высоком творческом подъеме искусства в годы ВОВ. Старые мастера народного творчества, художники-миниатюристы создали ряд уникальных произведений искусства".


Список иллюстраций


На фронте и в тылу
Ивановская область в Великой войне