Волжское искусство «корабельной» резьбы. Деревянное зодчество юрьевецких мастеров
Когда-то описывая флот Ивана Грозного, иностранец Джером Горсей отмечает богатые украшения кораблей. Постепенно в первой половине 19 века в ивановском зодчестве сложился новый оригинальный стиль резьбы, получивший название «глухой» рельефной, или «корабельной» рези, так как впервые она появилась при украшении речных судов – барок, гусянок, белян, мокшан, расшив, тезянок, - в большом количестве изготовлявшихся на Волге и ее притоках. В Ивановской губернии такие суда делались на Клязьме, Тезе в городах Пучеж и Юрьевец. Резьба пользовалась большим спросом. Из всех отхожих промыслов по размерам заработков первое место занимали резчики и плотники.
В основе изображений лежит растительный побег из пышных листьев, завершаемый обычно фигурами фантастических существ (сиренами, львами, птицами и т.д.) и реже – человеческими фигурами. Птица-сирин ассоциировалась у наших предков с домашней птицей и зачастую с «курицей».
Растительный побег, занимающий большую поверхность доски, раскрывается на ней в виде волнообразного изогнутого стебля с расходящимися от него по обе стороны завитками из загибающихся листьев. Пространство внутри завитков и между ними часто заполняется розетками цветка, листьями, плодами и другими деталями растительного орнамента.
Фантастические существа, вплетающиеся в растительный узор, располагаются по краям доски, как ее завершение, или в центре, разрывая при этом побег на две части; в руках или лапах они держат концы побега. Среди фантастических существ чаще всего встречаются львы, сирены, птицы-сирины, львы имеют человеческий лик, обращенный то в фас, то в профиль. Грива и конец хвоста обычно завершаются листвой, которая органически связывает изображение льва с центральным растительным орнаментом.
До сегодняшнего дня в Пучежском и Южском районах встречаются дома, украшенные удивительной «корабельной резьбой», которая началась в 15 веке.