Холуй. Вечное искусство
Небольшое село Холуй известно с начала XVI века. «Хо́луем» на Руси в те далекие времена называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение названо бежавшими от монголо-татар суздальцами, которые и начали сооружать «холуи на Тезе».
В 13-м веке иконопись делала первые шаги. С развитием городов Владимира и Суздаля этот край все больше нуждается в своих иконописцах, а Холуй как раз находится на торговом пути к этим городам. Это сейчас Холуй — область Ивановская, а раньше был Владимирской губернией. Но мастерами в то время были греки. Известным поселением Холуй становится в 14 веке и не благодаря иконописи, а солеварению. Первая сегодня известная нам грамота датирована 1543 г. В ней Иван Грозный освобождает от пошлин солеварни Троице-Сергиева монастыря, расположенные в Холуе.
Первые письменные упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «…у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы». В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
Холуй всегда славился своими базарами и ярмарками, но наибольшую известность получил благодаря мастерам росписи икон и шкатулок. Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от палешан, отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. В скорописных холуйских иконах видны народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции. Особенностью Холуйской иконописи стали насыщенные яркие краски, соответствующие местности села, простота одежд святых — они писали их понятными для народа, такими, как были они при жизни, без изысков.
К 18 веку Холуй получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери Гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи. Позднее мастера Холуя стали расписывать шкатулки, броши, подносы, главным сюжетом которых становятся сказочные мотивы и красоты русской природы.