Традиции ювелирного промысла приволжских мастеров

К ранним центрам ювелирного производства относится район Плеса. «С XII-ХIII вв. Костромское Поволжье было одним из наиболее массовых производств «чудских» украшений, оказавшем заметное влияние на характер материальной культуры фино-угорских поселений северных областей Руси».

Благодаря археологическим изысканиям в Плесе в 1987 году впервые была найдена мастерская ювелира ХШ века в крае. Материалы раскопок показали, что местные мастера владели техникой самых разных приемов литья: по восковой модели, по оттиску и в жестких одно- или двухсторонней форме, чеканку, ковку и другие способы металлообработки цветных металлов. О труде местных кузнецов и ювелиров свидетельствует и инвентарь курганных погребений, полученный в результате археологических раскопок Нефедова в конце XIX века.

Ордынское нашествие приостановило развитие ювелирного искусства в крае. Но документы ХV века фиксируют в Костромском уезде вблизи Плеса земли великокняжеских ювелиров и икон живописцев.

С ХVI века ювелирный промысел отмечен в дворцовых селах Сидоровском и Красном, а позднее начинает захватывать окружающие села Подольское, Косовское, деревни Дербилки, Веселово, Степурино.

Знаменитые братья Чернецовы, посетившие Плес в 1837 г., указывают, что до последнего времени в городе было развито изготовление печатей.

Так, начиная с 19 века в Приволжске, тогда селе Яковлевском, большинство жителей занималось «преимущественно одним промыслом»: точили, гранили и создавали сказку в серебре.

Сегодня изделия приволжских мастеров-ювелиров всегда узнаваемы, потому что имеют свой стиль, проявляющийся в тяготении к исконно русским мотивам в рисунке, к русскому узорочью, к образу гармоничной классической старины, к роскошному ретро. При этом художники работают в стиле авангарда, смелого конструктивизма, умело используют пластику металла и разнообразие фантазийной огранки камней.