Введение
Талант Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик - обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций. Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. Искусство и художественная среда, окружавшая Гоголя, питала творчество писателя. В произведениях искусства он чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды и лжи, добра и зла.
У каждого большого художника Гоголь свой, и вместе с тем все эти оригинальные трактовки помогают читателю полнее вникнуть в гоголевский текст, в мир гоголевских образов. Для одних художников важнее всего событийная сторона произведений, других интересует духовное богатство гоголевского текста, одни стремятся сделать зримыми образы, характеры, передать типажи, другие вводят в атмосферу произведений.
Произведения Н.В. Гоголя неоднократно и многообразно иллюстрировались крупнейшими русскими мастерами кисти и карандаша. Художниками созданы многочисленные акварели, литографии, рисунки и гравюры на дереве, лучшие из которых вошли в историю русской графики. Время все глубже раскрывает перед нами богатства мысли и чувства в произведениях великих художников.
Художником, положившим начало иллюстрированию Гоголя, следует считать А.А. Агина (1816-1875). Лучшая черта агинских иллюстраций - помнить о зрителе, искать с ним диалога, предполагать его в листе равноправным собеседником, включать в действие. Поэтому Агин чаще избирает для рисунка ситуации подвижные, не оконченные, застает сюжет на полдороги, фиксирует только те моменты, которые входят в основную интригу.
Непосредственным продолжателем Агина в деле иллюстрирования гоголевских произведений был его сверстник П.М. Боклевский (1916-1897).
В первую очередь внимание художника привлекли типы из "Мертвых душ" и "Ревизора". Эти работы (1856) исполнены в системе, отличающийся от системы Агина. Боклевского не интересуют все перипетии гоголевской интриги. Он не изображает героев в определенный момент, а дает в положении, существенном для его типовой характеристики.
Галерея героев "Мертвых душ", исполненная Боклевским в 1866 г., сохраняет остроту обобщенной социальной характеристики. Впервые публикуемый ряд портретных поясных изображений свидетельствует об определяющейся в художнике тяге к литературному портрету. Стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет усиливает у Боклевского тягу к объему и живописности.
Рисунки В. Пукирева, А. Лебедева, а также московская популярная серия литографированных листов к "Носу" (1863), исполненная Э. Лилье, дополняют примеры пассивной бытовизации гоголевских тем в иллюстрации.
Несколько особняком от этих иллюстраций к произведениям Гоголя стоит рисунок В.Г. Перова "Погребение Гоголя героями его произведений" (1864). Этот рисунок исполнен Перовым в период особенно сильного влияния на него французских мастеров. Объединение героев Гоголя в мистическую сцену с налетом легкого юмора - необычайно для русской графики того времени. Но в таком свободном объединении, исполненном по живописному мягко, а не графически жестко, приглушается разнохарактерность литературных типов. Герои Гоголя, близкие к установленной до Перова иконографии, сливаются в малохарактерную толпу приземистых пухлых фигурок, трудно различаемых одна от другой.
Интересным представляется альбом к "Тарасу Бульбе" работы академика живописи Павла Соколова (1826-1905). Он открывает эпоху многоцветной литографии и полной автономии ее от текста. Хромолитографии Павла Соколова (1867) удовлетворяют требованиям академической сцены романтического порядка. Композиционно построенные как нераздробленное театральное зрелище, они концентрируют на переднем плане главный момент действия и вместе с этим дают эффективное сочетание ярких красочных пятен.
Иллюстрации М.О. Микешина (1836-1896) - явление для своего времени сложное. Характерен выбор гоголевских тем Микешиным: ранняя вовсе не героического порядка иллюстрация его к "Тарасу Бульбе" (1859) в дальнейшем им не разрабатывается. Феодальная героика, взятая сама по себе, в эти годы не приходится по натуре художнику. Зато многообразно и длительно Микешин развивает тематику "Вия" (1863-1886), сказочной повести на бытовой основе, перемежающей моменты жанрового порядка с фантастикой. Здесь Микешин далеко опережает своих современников-иллюстраторов.
Легко набросанные карандашом, проникнутые гоголевским мягким юмором группы Явтуха и Хомы Брута, Халявы и Горобца получают завершение в исполненной тушью сцене аудиенции Хомы Брута у ректора бурсы. Тупой, осуществляющий свою власть над бурсаками и вместе с тем по провинциальному комичный ректор, метко дан в позе безапелляционного приказа с откинутой головой, выпученным животом, с забавным жестом руки, закрепляющей приказ ударом указательного перста о стол.
Иллюстрации Владимира Маковского (1846-1921) всецело принадлежат своей эпохе. Чувство живописи преобладает у этого художника над пониманием задач рисунка.
Маковский знает украинское село, знает, правда, его чисто зрительно, в рамке современности. Поэтому его сцены из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" (1875-1878) являются как бы воплощением занимательного гоголевского рассказа в современности, но воплощением живым, метким и убедительным. В такого рода преломлении акварели и карандашные рисунки Маковского сохраняют колорит мягкого юмора Гоголя и четкость его несколько водевильной характеристики действующих лиц.
Работы художников 70-х гг. XIX в. не являются непосредственно книжными иллюстрациями. Писанная как самостоятельная картина, такая иллюстрация не способствует формальной организации книги и от нее отрывается. Литературный альбом, а не иллюстрированная книга, характерен для этого времени. Развивающаяся культура салона требует такого рода издания.
Особенно показательно это на листах альбома, исполненных И.М. Прянишниковым и И.Н. Крамским.
Прянишников (1839-1894) свои иллюстрации к "Пропавшей грамоте" и "Страшной мести" пишет на бумаге маслом. Это типичная среднего качества станковая картина, то с наряженной в исторические костюмы группой (сцена в корчме), то с пейзажем летней ночи (скачка на волшебном коне, пробуждение деда на крыше хаты), которая менее всего отвечает характеру гоголевского сюжета.
Точно так же в освещенной луной, выступающей из мрака лесной чащи фигуре Катерины, сказываются характерные в эти годы для Крамского (1837-1887) попытки светом ("Лунная ночь") либо цветом ("Неутешное горе") подчеркнуть психологическую либо драматическую настроенность. Но, конечно, здесь менее всего узнается безумная Катерина, бродящая по лесам и разыскивающая с ножом в руках отца-убийцу.
Акварели Петра Соколова к "Мертвым душам" (1891) - заметное явление в истории иллюстрации 90-х гг. XIX в. Гоголевская интрига, гоголевская характеристика менее всего занимают художника. Все внимание и все мастерство его в акварелях направлено в иную сторону - в воссоздание быта помещичьей России 40-х гг.
В начале XX в. к Петербургским повестям Гоголя обращаются такие мастера, как Д.Н. Кардовский, Б.М. Кустодиев и Л.С. Бакст. Урбанистические начала, включаемые художниками в круг творчества, различно разрабатываются художественными группировками Москвы и Петербурга.
В своих иллюстрациях к "Невскому проспекту" (1904) Д. Кардовский, несмотря на то, что последовательно развертывает сюиту приключений обоих героев повести - мечтателя-художника Пискарева и самоуверенного ухажера поручика Пирогова, иллюстрирует, собственно говоря, только первые страницы повести. Эти первые страницы - обстоятельное описание проспекта, определяемого Гоголем, как всеобщая коммуникация Петербурга.
У Кустодиева (1878-1927) интерес к облику старого Петербурга не переходит в самодовлеющее любование и не заслоняет интереса к концепции повести, ее драматическому построению и характеристике героя "Шинели" (1905). Мягким контрастированием света и тени, экспрессивностью в подаче драматических моментов, мастерской характеристикой Акакия Акакиевича Кустодиев полно в своем понимании развертывает трагедию маленького человека в реальной обстановке эпохи, не придавая последней преимущественного значения.
Акварельный рисунок Л. Бакста к "Носу" ближе к активно реальному, хотя и субъективному восприятию Гоголя Кустодиевым, нежели к пассивному декоративизму Кардовского. Иллюстрация Бакста (1866-1924) приурочена к определенному месту в повести (сцена в Гостинном дворе). Но в восприятии художника она синтезирует всю повесть в доминирующей фигуре Носа, "Который разъезжал в чине статского советника", и по-своему оправданно разрабатывает шитье треуголки, которая монументальной торжественностью заслоняет недоуменно испуганное лицо Ковалева, главного героя повести, отодвинутого на задний план.
Художники "Мира искусства", не забывая основной книжной задачи, обратили свое мастерство и дарование на украшение книги. Текст писателя для художника играл роль канвы, и такая иллюстрация, будучи изъятой из сюиты, могла продолжать жить и играть свою роль произведения изоискусства самостоятельно.
В.М. Конашевич в своих рисунках к "Женитьбе" (1918-19) прежде всего учитывает специфическое назначение своих работ. Поэтому делает их с учетом удобнейшего репродуцирования (штриховое клише), в четком, лаконичном рисунке. Но в последнем еще не изжита графическая декоративность "Мира искусства": он допускает в своей трактовке любование росчерком пера. Это увлечение формальными моментами не могло не отразиться на содержании: трактовка лиц и характеров героев отсутствует, они даны изолировано от среды, без углубленного социального осознания. Художнику не нужно много усилий, чтобы такую иллюстрацию сделать снова станковым произведением, как это сделано в литографическом листе В.М. Конашевича к "Женитьбе" (1919 ). Здесь те же отвлеченные фигуры, то же основное бытовое окружение, лишь дополненное вещевым оформлением, подсказанным большим знанием художника эпохи. Такой лист перестает быть иллюстрацией, а перерастает в станковое произведение на тему близкую гоголевской эпохе. В самой трактовке темы путь Конашевича лежит от работ Петра Соколова ("Мертвые души"), через работы Д. Кардовского ("Невский проспект"), где зрителя подкупает огромное внешнее знание эпохи и наглядность ее показа.
Гоголь - романтик и фантаст, нашел блестящее истолкование в ксилографиях А. И. Кравченко. Особенно значительны иллюстрации художника к повести "Портрет". Повесть эта, показывающая растлевающую власть денег над искусством, отличается своеобразным смешением реального и ирреального. Для художника важно было передать прежде всего эту особенность гоголевского стиля. Сюжетные скачки, яркая напряженная контрастность черного и белого, острота и деформация рисунка, своеобразное построение пространства, где нарушена привычная перспектива,- все это используется художником, чтобы создать образы острые, гротескные и фантастические.
Иллюстрации к повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", выполненные такими разными мастерами, как В.А. Фаворский, Д.И. Митрохин и А.М. Каневский. Эта ранняя повесть, показавшая обывательское прозябание провинциальных помещиков, как бы предвещает будущее мастерство Гоголя-сатирика. Гоголевский текст продиктовал Фаворскому неожиданное ассоциативное решение. Избрав такой незначительный, казалось бы, эпизод, как "разговор с блондинкой о мухах", художник рядом с какими-то кукольными фигурками персонажей изображает двух мух гигантского размера. Эта неожиданная нелепость выявляет всю никчемность и сонную скуку беседы, да и всего сонного захолустья вообще. Герои повести, показанные Митрохиным, воспринимаются скорее в пародийном плане, а у Каневского сатирический строй повести раскрывается опять-таки по-иному. Для него самое элементарное и достоверное изображение Шпоньки является уже разоблачением. Вот он утонул рядом с боевой тетушкой в огромном экипаже, поэтому и изображен как безликая вещь среди других вещей.
Д. Н. Кардовский, иллюстрируя комедию "Ревизор", ставил перед собой другую задачу: дать многогранные характеристики действующих лиц. Первоначально акварели создавались художником как эскизы костюмов и мизансцен к постановке пьесы на сцене Московского Малого театра. Раскрывая идейно-художественный смысл комедии, Кардовский настолько полно и ярко вылепил каждый характер, что он превратился в законченный тип, психологический и социальный.
Д.И. Митрохин, иллюстрировавший однотомник Гоголя, вовсе не стремился глубоко вскрыть психологию гоголевских героев. Для него важно было воссоздать общую атмосферу того или иного произведения, найдя для этого необходимую меру стилизации и исторической достоверности в передаче сцен и героев. В легких изящных рисунках сохраняется пародийность и непринужденность гоголевской манеры рассказчика. Художник хорошо чувствовал ту особенность гоголевского юмора, которую Белинский определял как "комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния".
Вершина гоголевского творчества - поэма-роман "Мертвые души" привлекала внимание многих крупнейших художников. В этой сатирической энциклопедии быта и нравов полнее всего оказались социально-обличительные тенденции творчества писателя.
Поэма дает богатейший материал для иллюстратора. Художники Кукрыниксы стремились широко охватить содержание поэмы, в первую очередь вскрыть ее критическую направленность. В иллюстрациях они внимательно идут за авторским текстом, обнажают человеческие страсти и пороки. В каждом из персонажей поэмы художники подчеркивают черты морального оскудения и деградации. Стиль иллюстраций Кукрыниксов характеризуется сочетанием бытовой точности и сатирической заостренности.
Для другого иллюстратора "Мертвых душ" - А.М. Лаптева - наряду с широким показом социального фона поэмы важно было выявить ее поэтичность и гуманизм. Поэтичность Гоголя подчеркивается Лаптевым также и в иллюстрациях к "Вечерам на хуторе близ Диканьки". Художник передает здесь веселье, непринужденную естественность народного быта, внутренний лиризм, с каким обрисованы люди у Гоголя.
Героика, эпический размах повествования, мощь и удаль характеров, присущие повести "Тарас Бульба", мастерски отражены художником Е.А. Кибриком. Художник показывает запорожскую вольницу ярко и выпукло, создает образы монументальные, реалистически сочные. Кибрику особенно удались драматические узловые моменты повести, где проявляется патриотизм и вольнолюбие героев.
Эпический пафос Гоголя близок также и художнику А.П. Бубнову, но вместе с тем интересны и жанровые зарисовки этого мастера. В иллюстрациях к "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Бубнов сумел передать мелочную ограниченность и пошлость обывателей, потерявших человеческий облик.
Гоголевское мастерство психолога-аналитика глубоко раскрыто в иллюстрациях Н. В. Кузьмина к "Запискам сумасшедшего". В этом произведении Гоголь с глубоким проникновением передает градации душевных страданий человека, нарастающую болезнь, когда явь начинает мешаться с бредом. И весь его сложный сплав комизма, иронии, отчаяния, страдания и протеста не так-то легко перевести на язык графических образов. Н. В. Кузьмину это удалось. Редкое мастерство психолога и физиономиста позволило художнику в тонких перовых рисунках отразить историю загубленной жизни "маленького человека", позволило передать социальный смысл этой трагедии.
Во второй половине ХХ века в советской книжной графике произошли заметные изменения, характерную ориентацию индивидуальных стилей отдельных мастеров на общие принципы "сурового стиля" сменило программное разнообразие авторских манер и почерков. Стремление художников показать прежде всего неповторимые особенности каждого произведения и каждого писателя продиктовало существенное расширение диапазона средств пластической интерпретации литературного текста.
Графические серии В.Н. Горяева к литературным произведениям выступают не как вспомогательные средства, а как сотворчество, как равноправная эстетическая информация. Горяев, стремясь в своих иллюстрациях к "Петербургским повестям" (1963-1965) выявить этическую сторону произведений Гоголя, вводит самого писателя в трагический мир его героев. Портреты Гоголя естественно входят в цикл иллюстраций, являясь как бы его кульминационными точками. Трепетный, острый и ломкий штрих Горяева передает мглистую атмосферу гоголевского Петербурга, где так безрадостна жизнь героев, передает и душевное смятение самого Гоголя, наблюдающего несовершенство этой жизни.
В гоголевском цикле рисунков, художник вместе с автором петербургских повестей горько улыбается, глядя на абсурдные происшествия, происходящие в домах и на проспектах северной столицы. Иллюстратор воссоздает горестные истории и судьбы Пискарева, Чарткова, Башмачкина, перемежая их едкими сатирическими эпизодами из жизни поручика Пирогова и майора Ковалева.
Вот это сочетание гротеска и бытового правдоподобия в рисунке, условных и традиционных форм стало типично для творческого почерка Горяева. В его рисунках присутствует истинный артистизм и высокая графическая культура. Горяев воссоздает художественный мир гоголевской прозы, и в центре его в различных психологических состояниях предстает автор "Петербургских повестей".
Портреты Гоголя, сделанные Горяевым к "Петербургским повестям", позволили художнику выразить лирическую стихию прозы великого писателя, впервые представить так полно образ повествователя, построить целостную драматургию графической серии.
Художник Д.М. Шмаринов (1907-1999) в 1966 г. завершил работу над "Тарасом Бульбой". Этой книгой закончился его "цветной" период работы в иллюстрации, когда художник на время отошел от своей привычной техники свободного рисунка. Художнику захотелось сделать эту "запорожскую Илиаду" в цвете, попытаться выразить содержание героической поэмы Гоголя в жанре приподнятого эпического повествования. "Я задумал свои иллюстрации как непрерывный изобразительный ряд: почти все страничные и текстовые иллюстрации - двойные развороты. Условное цветовое решение варьируется в зависимости от содержания при строгом соблюдении цветовой шкалы (охра, сиена жженая, кобальт и рисующий черный)",- так писал в своей книге "Годы жизни и работы" Дмитрий Алексеевич Шмаринов.
Иллюстрации к повести Гоголя "Шинель" - это последняя крупная работа Саввы Бродского (1923-1982), наверное, самая противоречивая во всем его творческом наследии. Содержание гоголевских листов выходило далеко за рамки иллюстрации в узком смысле этого слова. Отталкиваясь от конкретных образов произведения, переосмысляя их, художник показывает историческое время, их породившее. Шинель у Бродского - не "светлый гость" ожививший на миг бездну-жизнь мелкого чиновника, а символ всего николаевского времени.
Однако главное достоинство цикла иллюстраций к "Шинели" в том, что они пронизаны пытливой мыслью художника, стремящегося обнажить самую суть литературного произведения, художника, видящего свою цель не в изложении общеизвестных истин, а в поиске новых путей претворения образов литературы средствами изобразительного искусства.
Каждая эпоха вносила свои характерные особенности в изобразительное воплощение героев Гоголя, накладывала на них печать своего понимания. Невозможно перечислить имена всех русских художников двух столетий, выполнивших иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, но авторы этого проекта надеются, что собранный материал пригодится для работы учителей, преподавателей и студентов.