< назад
КРАСНАЯ ГУБЕРНИЯ
20 июня 2013 года

Мастер больших архитектурных тем
(к 125-летию со дня рождения академика архитектуры И.А. Фомина)
(9.02.1872-12.06.1936)

Своеобразной визитной карточкой нашего города, важнейшим элементом его центра является архитектурный ансамбль зданий химико-технологического, текстильного вузов и научной библиотеки.

Создание этой монументальной композиции на проспекте Ф.Энгельса связано с именем И.А.Фомина, зодчего-мыслителя, большой и своеобразной творческой индивидуальности, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи 20-го века, умевшем смело идти по пути новаторства, бережно относясь в то же время к архитектурному наследию.

Академиком архитектуры И.А.Фомин стал в 1915 году, проявив себя как талантливейший архитектор, мастер офорта, крупный историк искусства. Многочисленные статьи архитектора увенчались в 1909 году крупной, первой в России монографией по истории русской архитектуры XVIII - нач. XIX вв. Он – признанный лидер нового направления в архитектуре «неоклассицизма».

В 10-х годах Фомин спроектировал большое число зданий и монументальных городских ансамблей. R них он утверждал идею героических сверхчеловеческих сил классики. Осуществилась из них только часть. Эти постройки представляют собой вдохновенные импровизации на темы архитектура классицизма, чрезвычайно цельные стилистически.

Иван Александрович имел много заказов, побеждал на конкурсах, пользовался широкой известностью.

Революция повлияла на его творчество. Он стремится создать стиль, способный отразить содержание времени. При этом он опирается на традиции классики, развивает мотивы дорического стиля (стиля молодых и сильных), как наиболее отвечающего, по его мнению, суровому и героическому духу первых лет новой жизни.

В 1918 году в Иваново-Вознесенске, по инициативе М.В.Фрунзе, открывается первое учебное заведение – политехнический институт. Он размещался первоначально в нескольких неприспособленных зданиях. В 1927 году был объявлен конкурс на составление проекта новых зданий института.

Развитая в пространстве композиция комплекса сооружений, воплощающая идею «красной дорики», предложенная Фоминым, была принята к реализации. В 30-х годах были построены здание научной библиотеки и два фланкирующих ее корпуса учебных. Функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки. Монументальность достигалась своеобразным применением ордера. Архитектор объединяет оголенную конструкцию постройки с архитектурными элементами излюбленного им греческого стиля. И мы видим, как канелированные межоконные простенки снижают монотонность довольно протяженных фасадов, как выступами здания оживляется пространственная композиция сооружений, составляющих ансамбль, а простейшие портики из изобретенных зодчим сдвоенных колонн и венчающих треугольных фронтонов, украшенных рельефными изображениями придают постройкам торжественное звучание.

В 30-х годах изменяется творческая направленность, отход от конструктивизма и других направлений 20-х годов, переход к новому этапу, когда все большее значение приобретало использование форм из наследия прошлого.

Тенденция традиционализма и неоклассики существовали и в 20-х годах, однако их роль в развитии архитектуры резко возросло с середины 30-х годов. Этому способствовал ряд общих явлений общественной жизни этого времени.

Наряду с заимствованием классических форм делались попытки приблизить ордер к характеру современной формы. На этом пути наиболее примечательными были начавшиеся еще в 20-е годы поиски И.А.Фомина нового «стиля пролетарской классики» на основе упрощения ордерных форм, придания им тектонической логики, более соответствующим конструкциям. Обновленный ордер - спаренные без энтазиса колонны с мощным антаблементом - аттиком - оказал известное влияние на архитектуру 30-х годов.

Много работая до самой смерти (12.06.1936), зодчий создал множество неповторимых архитектурных образов в своих проектах, воплощенных и невоплощенных.

Для Иванова Иван Александрович выполнил около десятка проектов, в большей своей части реализованных. Благородный и свежий дух «красной дорики» зодчего был встречен с большим одобрением в городе, повлиял на местных архитекторов, и мы видим немало интересных зданий с элементами «неоклассики», построенных в 30-40-е годы, украшающих нашу жизнь.


Дьяков А.Б.

^ наверх ^