< назад
КРАСНАЯ ГУБЕРНИЯ
20 июня 2013 года

Германия 1923 года в стихах иваново-вознесенцев

Творчество поэтов текстильного края много лет исследуют историки литературы А. Агеев, П. Куприяновский, Л. Таганов, Л. Розанова и др. Однако в своих работах они специально не рассматривали проблему отражения Германии и немцев в стихах иваново-вознесенцев. Частично восполнить обозначившийся пробел призвано предлагаемое сообщение. В нем предпринята попытка проанализировать отражение образа Веймарской республики в стихах иваново-вознесенцев в период Рурского кризиса 1923 г.

Для решения поставленной задачи был привлечен широкий круг источников: газета «Рабочий край» — печатный орган губернской партийной, советской и профсоюзной власти, литературно-художественные и сатирические журналы «Ткач», «Красный ткач», «Веселый ткач», мемуары, дневники и сборники стихов поэтов Иваново-Вознесенска. Отметим, что, несмотря на многократные попытки, нам не удалось выяснить, кто скрывался за литературными псевдонимами «Три ткача», «Дед Карандаш», «Перо с карандашом», «Синов.».

В первые годы после Октябрьского переворота в Иваново-Вознесенске вокруг газеты «Рабочий край» сформировался поэтический кружок, в котором объединились более 20 человек. За их творчеством внимательно следили М. Горький, А. Блок, В.Брюсов, А.Толстой, С.Городецкий.

В 1922 г. отклики на стихи членов кружка появились в русскоязычной прессе Берлина. Нарком просвещения А.Луначарский в беседе с поэтессой А Барковой назвал Иваново-Вознесенск «поэтическими Афинами». Хотя в этой метафорической оценке есть явное преувеличение, отметим, что в «Истории русской советской поэзии 1917 – 1941» город текстильщиков назван среди ведущих литературных центров и идет вслед за Москвой и Ленинградом. Иваново-вознесенскими поэтами интересовался и В.И.Ленин. 28 января 1921 г. после встречи с Горьким он направил библиотекарю Кремля записку, в которой просил достать комплект «Рабочего края» со стихами местных авторов.

Большую роль в создании поэтического объединения в Иваново-Вознесенске сыграл А.Воронский – редактор главного губернского печатного органа в 1918 – 1921 гг. После переезда в Москву он возглавил первый советский литературно-художественный журнал «Красная новь». По инициативе А.Воронского для работы в «Рабочем крае» подбирали поэтически одаренных иваново-вознесенцев. В результате в начале 20-х в редакции газеты трудились шесть поэтов: Д.Семеновский, М.Артамонов, И.Жижин, А.Ноздрин, С.Селянин, А.Баркова.

«Литературный уклон» «Рабочего края» стал ослабевать лишь с конца 1923 г., после того как редакцию возглавил О.Литовский (О.С.Коган). К этому времени часть поэтов – М.Артамонов, И.Жижин, Н.Смирнов - переехали в Москву, где работали в газетах «Правда» и «Известия», журналах «Красная новь», «Новый мир» и т. д. Находясь в столице, они сохранили близкие и добрые отношения с друзьями-поэтами из Иваново-Вознесенска, регулярно публиковались в местной периодике. Сложившаяся ситуация позволяет рассматривать их стихи в рамках поэзии текстильного края. Кроме членов поэтического кружка, при «Рабочем крае», на страницах газеты свои произведения печатали В. Маяковский. С. Есенин, А. Гастев, А. Белозеров, Я. Коробов и др.

«Рабочий край» как главная газета губернии откликался на всe значимые события внутренней и международной политики. Не обошел он и Рурский кризис. Ввод 11 января 1923 г. франко-бельгийских войск в Рейнскую область был расценен руководством СССР как преступный акт и угроза новой мировой войны. Советская пресса, в том числе «Рабочий край, полностью поддержала эти оценки. Вскоре откликнулись и иваново-вознесенские поэты. 21 января 1923 г. Д.Семеновский, С Селянин и Е. Вихрев под псевдонимом «Трехвостка» опубликовали сатирическое стихотворение «Собаки». В нем, в частности, были следующие строки:

Опять рычат, ощетинившись, собаки,

Не зализавши ран;

Не додрались еще в недавней драке,

Еще в башках дурман...

С первых дней Рурского кризиса «Рабочий край», пожалуй, с большей уверенностью, чем центральная пресса, стал говорить о том, что события в Германии развиваются в направлении пролетарской революции. С. Огурцов через неделю после начала оккупации в стихах, посвященных К. Либкнехту, писал:

...Скоро, скоро

Воспрянет мир в огне зари.

И ветер в мировом просторе

О красных днях заговорит.

В середине февраля 1923 г. С. Огурцов уже констатировал факт, что в Европе все громче «звенит призрак ЭР-КА-ПЭ», а Селянин в марте с радостью сообщал: «Мы дождались поры/ Всемировых пожаров».

Осенью 1923 г., когда руководство Коминтерна развернуло работу но подготовке в Веймарской республике коммунистического восстания, «революционность» в стихах поэтов Иваново-Вознесенска достигла своего апогея. Наиболее ярко это проявись в творчестве С. Огурцова. 12 октября 1923 г. на страницах «Рабочего края» он опубликовал стихотворение «Германским рабочим», в котором уверенно предрекал:

Скоро над вами огнями заплавают

Шумы победных знамен,

И прогремит над Германией заново

Гроз очистительных звон.

В ноябре в произведении «Октябрьский ветер» поэт восторженно восклицал:

Телеграмму ветер принес.

Сердца напряженно бьются.

Германия в вихре гроз

Крепит стяг революции!!!

У С. Огурцова вера в победу немецкого пролетариата сохранилась и после поражения революционных сил Германия. В декабрьском номере «Красного ткача» за 1923 г. в стихотворении «Звени, заводская Коммуна» он писал:

Жизнь, цвети дыханьем весен синих,

Звон чудесный по миру разлей.

Скоро вспыхнут фабрики Берлина

Звонами всесветных Октябрей.

Анализируя произведения иваново-вознесенских поэтов, обращаешь внимание на то, что они для отражения событий в Германии 1923 года часто использовали става «гроза», «буря», «ветеp», «звон», «Солнце». Это традиционные образы-символы нового. Ветер, гроза, буря разрушают старое. Звон разгоняет тишину и нечисть. Солнце дает тепло и свет. В первые годы советской власти эти образы-символы прочно закрепились за Октябрьской революцией. Теперь, в 1923 году — за Веймарской республикой. Таким образом, в глазах поэтов Иваново-Вознесенска события в Германии встали в один ряд с большевистским переворотом 1917 года.

Ожидание немецкого, а следовательно, и мирового пролетарского восстания порождало у многих советских граждан стремление ускорить начало событий. В Иваново-Вознесенске, который за участие в революциях 1905 – 1907 гг. и 1917 г., гражданской войне называли «третьей пролетарской столицей России», эти настроения были выражены особенно ярко. На многочисленных собраниях жители города и губернии принимали резолюции о готовности с оружием в руках выступить на помощь германским рабочим. Автор, скрывшийся под псевдонимом «дед карандаш», в «Раешнике веселого ткача» так отразил эти настроения: «едва разнеслись вести о Германии телеграфом и почтой, в Совроссии случилось вот что: все фабрично-заводские рабочие, совслужащие и трудовые слои прочие стали обсуждать на каждом собрании современное положение в Германии. И постановляют на каждом собрании: помочь германскому брату, такому же, как мы, пролетариату. А наше Иваново Красное, для всякой контрреволюции опасное, ежедневно говорит свое веское слово: "В любую минуту готово!'»

Некоторые рабочие «третьей пролетарской столицы» осенью выражали недовольство медленным развитием революционного движения в немецкой республике и сожалели о том, что там нет иваново-вознесенских текстильщиков. Е. Вихрев (Еф. В-в) отразил эти настроения в стихотворении «Отдых»:

12 часов. Перерыв на чай.

В кучке рабочие у станка.

И у каждого «Рабочий край»

В заскорузлыx грубых руках.

Интересно новость прочесть:

Где и как, что и как,

И какую новую весть

Нам несут за строкой строка.

Чу, з Германии снова власть

Перешла уж к другим рукам.

Эх! Вот нам бы туда попасть,

Революцию сделали б там!

О массовости отмеченных настроений свидетельствует и плакат иваново-вознесенского художника В. Черемных «Скоро ли?». На нем красный ткач, протягивая через черную Польшу pуку немецкому рабочему, говорит: «Эй, германский товарищ! Я праздную шестую годовщину, а ты всe еще возишься с буржуем и меньшевиком. Скоро ли будет твой Октябрь? Пора, я жду».

Поэты, сопереживая немецкой революции, вслед за партийными лидерами много внимания уделяли противникам КПГ. Особую их неприязнь вызывала СДПГ. Неизвестный автор (авторы) под псевдонимом «Три ткача» назвал социал-демократов главными виновниками Рурского кризиса. «Дед Карандаш», развивая эту тему, создал следующий сатирический образ СДПГ: «Партия соглашательская, предательская и лживая, в костюме рабочем и борода фальшивая. Мы, говорит, за рабочих, а рабочим ни охнуть, не вздохнуть... Рабочие рвутся в бой, а социал-демократы им: "Тпру, стой". Дело, конечно, ясное. Фальшивые бороды щадят свою даму прекрасную. Кого?.. Буржуазию… с которой вместе в парламенте сидят и вместе длинные языки чешут, да разговоры хорошие рабочим брешут».

Усиление фашистского движения в Германии также не прошло мимо «деда Карандаша». В октябре 1923 г. он писал: «Выхлопотали Баварии Кара, который нагнал такого жара, что и слепые прозрели, что такое фашизм».

Сделаем некоторые выводы. Образ Германии 1923 года в зеркале стихов поэтов Иваново-Вознесенска был в значительной степени искажен. На это повлиял ряд факторов. Можно выделить идеологические установки изданий, в которых печатались поэты, их молодость и особый жизненный опыт (большинству из них в 1923 г. не исполнилось и 30 лет, но они уже участвовали в революционном движении и гражданской войне). Свою роль сыграла цензура. Однако главное, на наш взгляд, все-таки в другом. Нэп и перерыв в революционных потрясениях в Европе породили у многих советских людей растерянность и страстное желание вернусь потерянные идеалы. Е. Вихрев ка страницах журнала «Ткач» в начале 1923 г. выразил эти настроения в следующих строках:

Какие песни мы поем?

………………………………

Кого зовем?

Куда? Откуда?

Мы жаждем чуда!

Чуда! Чуда!

Огня, рассвета, мятежа

И солнц, пылающих в грядущем.

Подъем революционного движение в Европе осенью 1923 г., казалось, и был тем чудом, о котором мечтал поэт. Удушливое кремя нэпа уходило. Наступала новая эпоха. В частушке, подписанной «Синов.», эти настроения были выражены так:

Ненавижу я теперь

Тетушку- непманию,

Чрез газету я узнал

Про события в Германии.

В 1923 г. вернулась вера в скорую мировую революцию, а вместе с ней – и образы-символы первых лет после Октябрьского переворота, но теперь они закрепились за революционной Германией. С ее победами поэты связывали свои надежды.

Образ Веймарской республики в зеркале стихов иваново-вознесенцев не был чем-то уникальным. Похожих взглядов придерживались в 1923 г. тысячи советских людей. Вспомним, например, будущего наркома А. Микояна, который, желая прийти на помощь немецким революционерам, отложил свою свадьбу, или поэта А. Ясного (А. М.Ясинского), мечтавшего:

И может, щедрою рукой

Подруга-осень кинет счастье,

И за весну, под барабанный бой,

Паду с раздробленною головой

Я где-нибудь на Фридрихштрассе.

В заключение отметим: анализ образов-отражений, создаваемых поэтами, помогает понять пути развития массового сознания и, следовательно, логику поступков современников.


Черноперов В.Л.

^ наверх ^