< назад
КРАСНАЯ ГУБЕРНИЯ
20 июня 2013 года

Из истории скорой помощи в городе Иванове

Впервые станция скорой медицинской помощи была создана в Вене в 1881 году. В России станции скорой помощи стали работать с 1887 года. Возможность получения экстренной медицинской помощи населением города Иваново-Вознесенска по первому требованию появилась в 1924 году.

Организация пункта скорой медицинской помощи в городе была жизненно необходима. Иваново-Вознесенск, занимая по промышленному значению заметное место в РСФСР, имел одного врача на тысячу жителей. Не было травмпункта, участковая служба при амбулаториях только еще организовывалась. Были в городе частнопрактикующие врачи, которые не всегда соглашались посетить больного на дому даже за оплату. При несчастных случаях па улице, в общественных местах или на производстве помощь пострадавшему мог оказать только случайно оказавшийся рядом врач, но он был, как правило, без медикаментов и инструментария.

13 января 1924 года в торжественной обстановке заведующий губздравотделом Александр Сергеевич Барвинский открыл городской пункт скорой помощи. К этому времени в стране было всего 33 станции. 18 января 1924 года в областной газете «Рабочий край» сообщалось: «Губздравотдел доводит до всеобщего сведения, что при городской амбулатории по Покровской улице (ныне ул. 10 Августа) в доме Делигенского открыт пункт скорой помощи. Подача скорой помощи при кровотечениях, ранениях, отравлениях и прочих видах внезапных заболеваний производится круглые сутки (днем и ночью) дежурными врачами и фельдшерами как на самом пункте, так и на дому. Вызов врача по телефону номер 31 (ныне 03). Губздравотдел просит общественные и частные учреждения не отказать обращающимся воспользоваться у них телефоном для вызова врача с пункта скорой помощи».

Скорая располагалась в центре города на первом этаже амбулатории. В небольшой комнате — стол, несколько стульев. За столом дежурная медсестра-телефонистка. Перед ней па стене телефон с «вертушкой». В этой же комнате выездные фельдшеры, кучеры, санитарки. У подъезда стояли запряженные лошади. На вызовы в зависимости от состояния дорог выезжали на пролетке или на санях.

Транспортировка больного в стационар практиковалась не только в случаях родов, травм, острых тяжелых заболеваниях, но и для консультаций или просто для оказания более действенной помощи, после чего больной перевозился домой. Гужевой транспорт не отвечал требованиям скорой помощи. Он был медлителен, а радиус города был от трех до шести километров. Дороги изобиловали ухабами, с твердым покрытием было всего около 25 процентов улиц.

На Покровской улице пункт скорой помощи располагался до начала 1925 года, затем он был переведен па Советскую улицу в дом № 13 (ныне проспект Ленина, 58). В этом доме была открыта первая Иваново-Вознесенская областная центральная амбулатория, которая впоследствии стала центральной городской поликлиникой. Пункт скорой помощи находился в подчинении главного врача центральной амбулатории.

При «скорой» с 1925 года начинает работать перевязочная, которая выполняла роль травмнункта до 1959 года.

В 1926 году главным врачом амбулатории назначается Леонид Модестович Кибардин. Обладая большим опытом организационной работы, он укрепляет материальную базу и внедряет опыт работы станции скорой помощи города Москвы, приобретается конная пролетка и автомобиль АМО Ф-13 с санитарным кузовом. Сам Леонид Модестович был в здравоохранении нашего города личностью примечательной. Он родился в 1882 году в семье землемера в Вятке. Затем жил в Самаре. Был знаком со многими революционерами и являлся участником антиправительственных выступлений. Окончил медицинский факультет Казанского университета. Начал работать врачом па металлургическом заводе. Во время первой мировой войны стал военным врачом. После Октябрьской революции служил в госпиталях Киева и Москвы. После демобилизации работал вместе с Дмитрием Ильичей Ульяновым на курортах Кавказа. В Иванове на протяжении 30 лет руководил различными лечебными учреждениями. В 1951 году награжден орденом Ленина, ему присвоено звание заслуженного врача РСФСР.

Леонид Модестович в автобиографической книге «Полвека» колоритно рассказал о бедственном состоянии «скорой» и о тех мерах, которые он предпринял, вступив в должность: «В Москве еще сохранились каретные мастерские, которым я заказал две кареты по своим чертежам. Председатель губисиолкома Сергей Михайлович Балахнин, зайдя к нам, пошутил, глядя на старых лошадей, запряженных в карету:

— Значит, такая «пара гнедых» вывозит наше здравоохранение?

— Давно бы пора приобрести и вторую пару,— вставил я.— На другой день с ходатайством губисполкома я поехал в Московский ипподром, где мне разрешили подобрать четырех лошадей, «сбившихся с круга», но вполне пригодных к честной службе на «скорой помощи».

Попутно заехал на завод АМО и по документу, подписанному тем же Балахниным, заказал санитарный автомобиль.

Это была одна из первых ласточек автомобилизации города. Долгое время выезд автофургона с надписью «скорая помощь» сопровождался экскортом ребятишек. Да и взрослые с интересом рассматривали не столь частый на улицах города легковой автомобиль» [1].

Приказом Наркомздрава РСФСР от 1927 г. станция скорой помощи должна была быть выделена в самостоятельное учреждение. В Иванове процесс организации самостоятельной станции затянулся на несколько лет, несмотря на то, что служба «скорой» стала достаточно большой. Она имела в своем составе диспетчерскую, около десяти выездных бригад, гараж, конюший, эвакопункт, пункт вечерней и неотложной помощи (с 17 до 24 часов), перевязочную. Главному врачу амбулатории было сложно вникать в работу скорой, которая требовала ежедневного внимания. К тому же руководство амбулатории менялось почти ежегодно. Увеличилось количество вызовов «скорой» в связи с бурным ростом промышленности, населения и территории города.

В отчете Иваново-Вознесенского городского Совета в 1930 году отмечалось: «Пункт скорой помощи по-прежнему находится в крайне тесном помещении и фактически не может расширить свою деятельность, хотя рост города настойчиво требует организации пункта в станцию скорой помощи и увеличения числа дежурных врачей...» [2].

К тому времени на станции было три автомобиля, несколько конных экипажей, штат станции состоял из нескольких десятков человек.

В 1932 году станцию отделили от амбулатории в самостоятельное учреждение с сохранением функций неотложной помощи. На должность начальника был назначен К. С. Жук — «выдвиженец» из рабочих, медицинского образования он не имел и многие лечебно-организационные вопросы решать ему было трудно. Его работа сводилась к административному руководству. За один год почти полностью сменился состав работников. Это снизило эффективность работы скорой, плюс к тому в городе были тяжелые дорожные условия, что приводило к быстрому износу автомобилей. Иногда выручали лошади. Из-за нехватки транспорта в 1933 году «скорая» была вынуждена закрыть пункт перевозки больных и рожениц.

Для улучшения работы «скорой» необходима была смена руководства, реорганизация работы и укрепление транспорта. Начальником станции в ноябре 1933 года назначается Леонид Савельевич Хавкип.

Работая на скорой по совместительству (основным местом его работы была хирургическая клиника), Л. С. Хавкин вывел станцию в число лучших медицинских учреждений города. При первом знакомстве его поразила бедность учреждения и запущенность в работе.

Л. С. Хавкин энергично взялся за дело. С первых дней в книге приказов появляются распоряжения, касающиеся обслуживания больных, ведения документации, внутреннего распорядка. Производятся необходимые перемещения работников внутри станции. В скором времени в отремонтированное помещение была завезена мебель, выездной персонал одет в униформу. Л. С. Хавкин вникал во все подробности службы скорой помощи, считая, что мелочей в работе нет, все по-своему важно. Он едет в Москву к начальнику станции скорой помощи С. П. Пучкову — одному из организаторов службы скорой помощи в стране. В конструкторском бюро Московской станции снимаются чертежи санитарного кузова для машины и выездной сумки. Изучаются организационные стороны работы. Через Наркомздрав заказываются новые автомобили.

На Ивановской станции работа организуется по примеру столичной скорой помощи. Разрабатываются правила внутреннего распорядка, обязанности всех работников, инструкции по оказанию помощи больным и травмированным.

К этому времени станция занимала половину первого этажа соседнего с Центральной поликлиникой здания помер 58 по проспекту Ленина. Площадь была небольшой — 40 квадратных метров. На ней умещалась диспетчерская, отделенная шторой; перевязочная и комната отдыха врачей и фельдшеров. Шоферы и кучеры находились в гараже и конюшне, в гараже была и канцелярия станции.

Управление станцией осуществляли начальник станции, завхоз, счетовод, заведующий гаражом, завпунктом перевозок. Дежурная смена состояла из старшего врача, сестры-телефонистки (диспетчера), выездных врачей и фельдшеров, выездной акушерки, шоферов и кучеров, выездных санитаров, сестры и фельдшера перевязочной, сестры для перевозки больных по заявкам медицинских учреждений.

В справочнике-путеводителе по городу Иванову за 1934 год имеются сведения, что «скорая помощь выезжает для оказания неотложной помощи при несчастных случаях, острых внезапных заболеваниях, телесных повреждениях. Для скорейшего оказания помощи заявитель должен ожидать скорую помощь перед домом. Скорая помощь производит также платную перевозку больных. Плата взимается согласно заработку» [3]. Имелся на станции и грузовик, выполняющий платные заказы на перевозку грузов. В то время такой источник средств для укрепления материальной базы станции был необходим.

В 1935 году станция скорой помощи отмечается горздравотделом как учреждение, значительно улучшившее свою работу. Это отмечает и горисполком после проверки работы станции. Начальник станции и ряд ее работников были премированы.

Дальнейшее совершенствование работы зависело от тесного взаимодействия «скорой» с другими лечебными учреждениями города, от преемственности в оказании помощи. В то время станция хорошо справлялась с поставленной ей задачей оказания первой помощи на месте происшествия и транспортировкой в соответствующий заболеванию стационар.

В связи с ростом города и все большим удалением окраин Л. С. Хавкии поставил вопрос о строительстве подстанций в городе. Был увеличен парк автомобилей. К 1938 г. станция имела десять автомобилей. Станция перестала пользоваться гужевым транспортом, так как окраины города удалились от станции до десяти километров и оборачиваемость лошадей резко снизилась.

В городе все больше строилось дорог с твердым покрытием. Возросла скорость движения. В связи с этим на машинах скорой помощи были установлены звуковые сирены для предупреждения пешеходов и водителей других видов транспорта и обеспечения свободного проезда.

Кроме обычной работы по вызовам, «скорая» обеспечивала медицинское обслуживание в местах скопления большого количества людей: во время демонстрации в праздничные дин, крупных собраний трудящихся, во время конных, футбольных и других спортивных состязаний, на представлениях в цирке устанавливалось дежурство бригады медиков. Это был передвижной пункт первой медицинской помощи.....

-------------------------------------------------------------------------

[1] Кибардин Л.М. Полвека. – Ярославль, 1963. – С.103.

[2] Отчет Иваново-Вознесенского городского Совета за 1928 – 1930 годы. – Иваново, 1930. – С.108.

[3] Справочник-путеводитель по городу Иванову. – Иваново, 1934. – С.71


Сивов В.П.

^ наверх ^