< назад
КРАСНАЯ ГУБЕРНИЯ
20 июня 2013 года

Один год из жизни политехникума
(по страницам «Рабочего края», 1919 год)

Истоки современных проблем отечественной высшей школы имеют исторические корни. Нас будет интересовать история организации высшей школы в Иваново-Вознесенской губернии, именно: период - первый год существования Политехникума - 1919, когда только зарождались принципы, определившие в дальнейшем политику советского государства по отношению к высшей школе и интеллигенции, источник - «Рабочий край», отразивший живую реакцию современников на происходящие процессы и передающий атмосферу тех лет.

Характерно, что необходимость существования высшего учебного заведения в Иваново-Вознесенской губернии и тогда вызывала сомнения: «Много также было убито сил на организацию Политехникума, но результатом от него может быть польза только через 10 лет, перед нами же стоят более близкие задачи. Мы должны были бы обратить внимание на то, что даст нам пользу сейчас же, а не через годы».

Социальный состав Иваново-Вознесенской губернии предопределил специфику процесса «демократизации», точнее пролетаризации местной высшей школы: «Революционный русский пролетариат, взорвавший материальные основы, на которых держалась отечественная буржуазия, не мог остаться равнодушным к духовным основам их господства».

Но тогда газета могла открыто говорить и о противоречивых последствиях такой политики: «в вопросе о высшей школе нельзя стоять на такой узкоутилитарной точке зрения и представлять Политехникум в виде какой-то фабрики, изготовляющей агрономов, механиков и т.д.».

В первую очередь это касалось вопроса о содержании высшего образования - происходила своеобразная адаптация программ высшего образования к образовательному уровню учащихся и задачам текущего момента. С одной стороны, существовала утилитарная потребность в научном знании (помогающем овладеть производством), а с другой стороны, - осознание (нечастое, но имеющее место) неготовности «широких масс» к освоению этого знания. Отсюда возникали идеи качественного изменения образования. Речь шла об общеобразовательной подготовке пролетариата, для чего предлагалось создать «промежуточную» образовательную форму Пролетарский университет, целью которого было бы «удовлетворить стремления широких масс к источнику знаний - к науке в доступной им популярной форме. Здесь должны изучаться по преимуществу историко-культурные, социально-экономические и общественно-политические вопросы».

Другим обстоятельством, усложнившим существование Политехникума в период его организации, была проблема «сил и средств», затрачиваемых на обучение специалистов. «Опыт преобразований» первых послереволюционных лет породил иллюзию, что таким же способом можно осуществлять культурную политику: «Зачем же нам тратить силы и средства на изготовление через четыре года 100 - 150 советских служащих, когда на эти силы и средства пролетариат создаст себе в 1/2 года в 10 - 15 раз больше».

Также симптоматично и отношение пролетариата к интеллигенции: с одной стороны, беспомощность без образованных людей, с другой - настойчивое указание на временность вынужденного союза «с чертом»: «С интеллигенцией, со специалистами разного рода мы уже давно заключили, на худший случай, определенный союз: «Вы на нас работаете без саботажа и без злостности в отношении к Советской власти, а мы вам будем платить и даже хорошо платить». В классовом недоверии к буржуазным специалистам рождалось пренебрежительное, подчас враждебное отношение к интеллигенции вообще как неполноценному труженику. Таким образом актуализировалась потребность создания собственной пролетарской интеллигенции («помимо» Политехникума). Эта потребность звучала исторической угрозой: «Ему нужна своя пролетарская интеллигенция, и он ее создаст помимо Политехникума. В этом отношении мы уже имеем богатый опыт».

Но как бы ни противоречив был процесс становления высшего образования в Иваново-Вознесенской губернии, все непосредственные участники осознавали невозможность дальнейшего развития края без Политехникума и надеялись на заинтересованную поддержку «местных сил»: «Мы подняли в Иваново-Вознесенске знамя Высшей школы, пусть местные силы помогут нам держать его с достоинством и свободой, ибо в этом залог нормальной работы Института для духовного, социального и общекультурного развития края».


Миловзорова М.А., Раскатова Е.М.

^ наверх ^