Документы губернского отдела народного образования о деятельности библиотек Иваново-Вознесенской губернии в 20-е годы
Губернский отдел народного образования создан в 1918 г. ГубОНО занимался организацией школьного и профессионального образования. Издательское дело, книжная торговля, избы-читальни, библиотеки - все это входило в систему народного образования. В составе ГубОНО был политико-просветительский отдел, который ведал деятельностью культурно-просветительных учреждений, в том числе занимался библиотечной работой.
Архивный фонд Иваново-Вознесенского губернского отдела народного образования содержит богатый фактический материал о деятельности городских, уездных и сельских библиотек Иваново-Вознесенской губернии середины 20-х годов. Для тех, кто изучает историю библиотек, будут интересны сведения о библиотечной сети и ее изменениях. Есть списки библиотек губернии по уездам за 1922г., в списках указывается количество читателей и число работников. Так, в Шуйском уезде действовали 23 волостные библиотеки, количество книг в библиотеках разное - от 200 экземпляров до 2-4 тысяч. В Шуйской уездной библиотеке, насчитывающей в 1922 г. 31139 книги 2891 подписчика, работало 7 сотрудников.
Отчеты о деятельности библиотек, дневники деятельности и месячные ведомости выдачи книг характеризуют работу большинства библиотек. Так, в отчете Кинешемского уполитпросвета за первый квартал 1922 г. сказано:" Библиотеке поуездную сеть включено 20, из них 5 - в городе, 15 - в волостях. Самая богатая - уездная центральная библиотека, самая бедная - волостная Углецкая. Все библиотеки сильно нуждаются в пополнении. Культурная работа хорошо поставлена в центральной библиотеке. Проводились вечера памяти Короленко, Пушкина, Горького. К Дню Парижской Коммуны изготовлен плакат о мучениках коммуны, в театре организована выставка книг, посвященных событиям Парижской Коммуны".
Отчет губернской центральной библиотеки за 1923 -1924 гг. дает представление о ее работе в эти годы. Библиотека выписывала газеты и журналы 21 наименования, в том числе центральные -"Правда", "Известия", "Беднота", и местные - "Звезда", "Россия", "Большевик", "Молодая гвардия". За год было выдано 22377 книг на дом при количестве посещений 32118. В 1923- 1924 гг. библиотека находилась в здании губернского музея, занимая 9 комнат. Основой фонда служили книги библиотеки Д.Г. Бурылина и приобретенные после революции 1917 г. Есть описания инвентаря библиотеки.
Из-за трудностей с финансированием Главполитпросвет рекомендовал "ограничить сеть политико-просветительных учреждений, в частности, библиотечную сеть". Инструкция рекомендовала сохранить сеть библиотек в рабочих районах и там, где сосредоточены группы национальных меньшинств. В уездах Иваново-Вознесенской губернии началась разработка планов сокращения библиотечной сети. Обстоятельный план с характеристикой каждой библиотеки (количество книг, читателей, посещений) и обоснованием перспектив дан по библиотекам Шуйского уезда. О центральной библиотеке сказано, что она является одной из самых больших библиотек губернии, "имеет значение как единственный культурный центр", снабжающий книгой широкие слои населения.
Из документов следует, что профессиональные качества библиотечных работников проверяла специальная экспертная комиссия. Испытание проходили все библиотечные работники, включая заведующих библиотеками. Экспертная комиссия оценивала устные ответы, письменные и практические работы экзаменуемых. Вопросы задавались по экономике, политике, административному устройству. Темы письменных работ давались по основным направлениям библиотечной работы, например, "Как вести работу среди молодежи", "Как вести работу среди женщин", "Работа библиотеки при только что пущенной фабрике" и т.д. По практической работе экзаменуемый должен был заполнить карточку на книгу. Кроме того, каждый заполнял анкету для библиотекаря, где указывались возраст, партийность, образование, стаж библиотечной работы. По анкетам, письменным и устным ответам, практическим работам экспертная комиссия оценивала знания библиотекарей и делала выводы о пригодности к работе в библиотеке.
Для повышения уровня профессиональных знаний в 1921 г. ГубОНО организовал трехмесячные губернские библиотечные курсы. Курсы были рассчитаны на 80 человек. На курсы в качестве лекторов были приглашены: профессор Московского университета Б.И.Сыромятников, сотрудники московской библиотеки Л.Толстого, издатель "Известий Главполитпросвета" А.К. Воронский.
Сохранились рукописные и машинописные доклады библиотекарей, характеризующие основные направления их работы. Так, информация С.И.Гудкова о каталогах содержит рекомендации о том, какие виды каталогов должны быть в библиотеке: красочный настенный каталог для малоподготовленного читателя, блокнотный каталог, в котором помещались подробные сведения о книге, альбомные каталоги - при выставках. Обращают на себя внимание рекомендации, как нужно пропагандировать библиотеку и книгу. Каждая библиотека могла о себе заявить через афишу с указанием местонахождения библиотеки, режима работы. Такие афиши предлагалось вывешивать у фабричных ворот, у театров и в других местах скопления народа.
После революции книжный фонд библиотек подвергался чистке, изымалась контрреволюционная, монархическая литература. Исключалась бульварная и лубочная литература, книги издательств Маркса, Вольфа, Каспара, приложения к журналам "Родина", "Свет", книги, проповедующие христианские, религиозные идеи. Изъятию подлежали сочинения Мордовцева, Алексеева, Лажечникова, Сенкевича. В отношении книг по философии следовала такая установка: "Имеется инструкция Главполитпросвета, предлагающая изъять все книги с идеалистическим направлением. Если следовать ей, то от философии вообще ничего не останется. Поэтому лучше этой инструкции не придерживаться..." На изъятые книги составлялись списки, которые представлялись в уполитпросвет на утверждение, после чего "утвержденные на изъятие книги в присутствии представителя уполитпросвета запаковываются в рогожки и запечатываются".
В 20-е годы в политико-просветительской работе главной задачей была ликвидация неграмотности. Комплектование библиотек проходило в соответствии с насущными потребностями времени. Главным методом комплектования библиотек стало так называемое рабочее ядро, куда входили популярные книги по философии, экономике, электрификации и др. Для того, чтобы более активно пропагандировать книгу, библиотечный работник должен был знать своего читателя, его вкусы, бытовые интересы, занятия, предрассудки. И библиотекарь должен был направить читателя к той книге, которая могла принести больше пользы.
Относительно работы с детьми были свои установки и одним из главных тезисов был: "Если библиотека для взрослых есть учреждение политико-просветительное, то детская библиотека – учреждение и педагогическое... По своему техническому устройству, по своим чисто библиотечным принципам она должна быть звеном в единой библиотечной сети с индивидуальной детской окраской, касающейся внутренней, культурной и педагогической работы".
Изучался зарубежный опыт библиотечной работы, в частности опыт справочной работы американских библиотек, при которых существовали специальные справочные отделы, в них библиотекари давали необходимые "справки из литературы" по телефону. Такой вид работы оказался неприемлем для наших библиотек, библиотекари резонно отмечали, что таким образом можно избаловать читателя. Но все-таки вопрос об организации справочной работы не снимался. Давались такие рекомендации: "Приступая к организации справочной работы, надо оповестить население, что в библиотеку можно обращаться за всякими справками, что справки могут делаться как устно, так и письменно. В числе запросов могут быть запросы административного характера, например, о каких-либо несправедливостях на фабрике, о причинах увольнения... Как рабочие, так и крестьяне не любят иметь дело непосредственно с администрацией, в таких случаях библиотека окажет им большую услугу, завязывая отношения с администрацией."
Таким образом, библиотечная работа состояла в том, чтобы умело вести пропаганду книг, руководить чтением широких масс населения. Через индивидуальные беседы, массовые мероприятия, каталоги библиотечные работники должны были прививать вкус к хорошей книге и помогать воспитывать человека нового общества.
Кочанова Н.В.
|