<< вернуться <<

А.Ю. Гулидов (г. Шуя)

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В
ШУЙСКОМ УЕЗДЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Война всегда приносит дезорганизацию в жизнь тыла воюющей страны, как бы далеко этот тыл ни находился от линии фронта. Но государства, развязывающие войны, не всегда стремятся заниматься социальной работой, направленной на реабилитацию общества, страдающего от боевых действий. Особенно это касалось императорской России. Подобное пренебрежение человеческими судьбами стало одной из причин краха самодержавия в 1917 году.

Но были организации, поставившие целью помощь жертвам войны, притом помощь на безвозмездной основе. Больше всего функций взяли на себя епархии Русской православной церкви. Конечно, церковь не была отделена от государства, и указания Синода по проведению той или иной социальной программы имели место, но, чаще всего, инициатива местных руководителей опережала указания начальства. Подтверждает это журналы Владимирских Епархиальных ведомостей, в достаточной мере отражающие повседневную жизнь епархии. Они включают указы, постановления и иные документы, позволяющие анализировать ситуацию, в которой они были вызваны, сообщения с мест и разнообразные заметки, добавляющие интересные сведения, а также отчетности, сметы и иные статистические данные.

Русская православная церковь была на момент начала войны, пожалуй, единственной организацией, способной проводить полномасштабную социальную работу. Этому способствовали ее централизация, широкий охват территории и высокий авторитет в глазах обывателей. По крайней мере, с функцией сбора и распределения денежных средств в помощь нуждающимся она справлялась великолепно, в отличие от государства.

Уже первые выпуски "Ведомостей" – от 2 августа 1914 года дают представление о положении с довольствием семей военнослужащих. По закону от 25 июня 1912 года семейства нижних чинов запаса и ополченцев, призванных по случаю войны, получают пособие: жена и дети (отец, мать, дед бабка, братья и сестры - иждивенцы). Паек: 1 пуд 28 фунтов муки, 10 фунтов крупы, 4 фунта соли и 1 фунт постного масла (до 5 лет - половину вышеуказанного). Однако по закону выплаты производятся только после работы комиссии по составлению списков семей военнослужащих. Комиссия же не была создана и до августа 1914 года. У семей, чьи кормильцы были призваны на военную службу, создалось сложное положение. Исправить данную ситуацию должно было определение Синода от 26 июля об образовании особых попечительских советов помощи семействам призванных. Данное определение было исполнено не во всех епархиях, а во Владимиро-Суздальской епархии было опубликовано в Епархиальных ведомостях только 9 августа.

Однако социальная работа уже ведется, хотя и не систематично. Так, в пользу бедствующих семей призывников 16 августа производится обложение церковного имущества сбором: 1 рубль с десятины, 50 копеек с десятины женским монастырям, принимаются и добровольные пожертвования. Деньги распределяются с помощью священнослужителей на местах. Правительство же начинает действовать гораздо позже. Только 23 августа издается указ о кредитовании губернаторов с целью раздачи денег семьям призывников до сбора комиссии. Деньги поступили гораздо позже. Фактически, большая часть средств зачастую собиралась "в кружку" после службы в церкви.

6 сентября публикуется циркуляр Министерства народного просвещения к промышленным учебным заведениям с целью преобразования их деятельности на нужды фронта. Учебные заведения, обладающие необходимыми техническими возможностями, находящиеся под юрисдикцией Русской православной церкви, добровольно подчиняются этому циркуляру с согласия епархиального начальства. Первоначально помощь фронту была ограничена только заготовлением медицинских материалов: изготовляли марлевые повязки, щипали корпию. Позднее, при переводе всей промышленности на военные рельсы (по окончании кампании 1914 года), в мастерских при образовательных учреждениях РПЦ взялись за изготовление обмундирования и даже боеприпасов. Так, во Владимирских епархиальных ведомостях за март 1915 года сообщается, что ученики Владимирской семинарии изготовили с начала года около сотни ремней и портупей для солдат и офицеров. С 4 октября и церковно-приходские школы начинают работать на нужды фронта. Издается приказ епархии по церковно-приходским школам: всем младшим классам и старшим классам для девочек щипать корпию во внеурочное время. Примечательно, что указ Синода, приказывающий начать производство корпии, приходит уже после того, как епархиальные церковно-приходские школы начали подобную деятельность.

С 22 августа 1914 года на территории Российской империи вводится "сухой закон". Это служит стимулом для активизации кружков трезвости. Особенно расширяется деятельности Владимирского общества трезвости, курируемого архиепископом. Общество продолжает проведение лекций в пользу трезвого образа жизни, но теперь расширяется охват системой выездных лекции. Дополнительно проводится работа с сельскими приходскими священниками. В связи с введением "сухого закона" на их плечи ложилась обязанность наблюдать за паствой, выявлять случаи незаконной продажи спиртного или винокурения. Также они должны проводить пропаганду трезвой жизни среди крестьян. Для упорядочения деятельности епархии в борьбе с алкоголизмом устанавливается регулярный порядок проведения заседаний Владимирского епархиального общества трезвости, заседания проводятся не реже одного раза за два месяца.

На 13 сентября по совместному решению Думы и Синода объявляется проведение всероссийского сбора на нужды семей призывников. Организация сбора поручается епископату на местах. Распределение денег, полученных от сбора, проводилось в Петрограде. Однако сведений об объеме полученных средств и способов их распределения по Владимирской епархии нет.

В выпуске "Ведомостей" за 20 сентября сообщается об открытии первого (на 50 коек) госпиталя во Владимире в бывшем доме Кошанской. Учредителем и попечителем этого госпиталя являлся Епархиальный комитет помощи раненым и больным воинам Владимирской епархии. Также сообщается, что на 5 сентября по епархии открыто: в Воскресенско-Феодоровском монастыре 8 коек для реабилитации, в Шуйском Всехсвятском Единоверческом монастыре 12 коек с врачебной помощью. Начинают открывать лазареты в семинарских зданиях. При этом подобные лазареты курируют и РПЦ, и министерство обороны. Солдат, окончивших курс лечения, снабжают теплой одеждой и обмундированием. Характерно, что это вещевое довольствие идет только за счет сборов и денег Епархиального комитета помощи раненым воинам. Военные ведомства не озабочены обмундированием выписавшихся из госпиталей солдат.

К концу октября начинают прибывать пленные с фронта. 25 октября в здании Духовной семинарии размещены пленные немцы и австрийцы. Отношение к ним разное – немцев обходят стороной, к австрийцам и русинам (славянам) благоволят. В "Ведомостях" же регулярно печатаются в рубриках "Рассказы с фронта" и "Письма с фронта" сообщения о разнообразных зверствах немецких войск. В правдоподобности таких сообщений можно сомневаться, поскольку они являются частью антинемецкой пропаганды. С австрийскими пленными охотно общаются добровольцы-посетители и священники. Немцы же, по сообщениям "Ведомостей", и в плену держатся особняком и ни с кем не желают говорить, грубят, ведут себя вызывающе. Тем не менее, уходом за пленными занимаются по большей части добровольцы из Епархиального комитета.

Выпуск "Ведомостей" за 8 ноября 1914 года содержит рекомендации Епархии для священнослужителей на местах. Еще раз до сведения местных церковников доводится указание следить за соблюдением "сухого закона", так как приходили доносы на то, что священники недостаточно строго обходятся с его нарушителями или даже не мешают винокурению. Также указывается на необходимость проведения подготовительной работы среди крестьянства в преддверии начала деятельности комиссий по мобилизация тягловой силы. Предписывалось объяснять крестьянам, что лошади их пойдут на нужды фронта, что, отдав свою лошадь, крестьянин приблизит победу русского оружия.

8 ноября публикуется также извещение о том, что организуется комитет Великой княгини Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных действий, куда приглашаются духовные лица губерний. Судя по дальнейшим сообщениям, члены Епархиального комитета ответили вежливым отказом. Комитет по-прежнему оставался главной благотворительной организацией.

Подводя итоги деятельности Епархиального комитета помощи раненым воинам, "Ведомости" за 3 января 1915 года сообщают информацию об имеющихся во Владимире учреждениях для лечения раненых воинов. Лазареты во Владимире: Епархиальный, Красного Креста, Дамский (имени Цесаревича Алексея), Дворянский, Городской, Земский, Семинарский и другие, всего 12. Приводится также и смета расходов на Епархиальный лазарет: 20 рублей в месяц на больного, 100 рублей фельдшерам, до 200 - врачам. Также недалеко от города Шуя Камешковская церковно-приходская школа открыла лазарет на 50 коек. По епархиальным образовательным учреждениям проводятся добровольные сборы с детей на нужды лазаретов. Принимаются и пожертвования обывателей. Так, крупнейшую сумму за 1914 год внесло товарищество Дербеневых – всего более 2000 рублей. Упоминаются и купцы- жертвователи в Епархиальный комитет из города Шуи – Терентьев и Павлов.

17 января 1915 года публикуется указ епископата "О приходских попечительных советах для помощи семьям ушедших на войну". Он издан в ответ на запрос Синода об организации помощи семьям призывников. Текст указа свидетельствует о том, что на январь 1915 года все еще не были организованы комиссии, уполномоченные определять список семей, нуждающихся в помощи. Также работали не все попечительские советы помощи семьям ушедших на войну. Указ предписывал в срочном порядке организовать дея¬тельность хотя бы попечительских советов на местах. Рекомендуется согла¬совывать свою деятельность с работой Общества повсеместной помощи по¬страдавшим на войне и их семьям, общественной организацией, работающей с января 1906 года.

Епархиальный комитет помощи раненым и больным воинам собрал за декабрь 1914 – 267 рублей, 1160 рублей в феврале 1915, в март 1915 года – 1000 рублей. Помимо оказания помощи нуждающимся и проведения сборов для семей фронтовиков, епископат продолжал свою благотворительную деятельность, направленную на другие социальные группы. Продолжалось проведение различных сборов. Так, 7 февраля 1915 года на имя архиепископа Алексия пришло письмо с просьбой способствовать проведению сборов Палестинского общества. Деньги направлялись на нужды паломников и православных святынь в Палестине. В "Ведомостях" приводится текст письма и обращение к читателям с просьбой откликнуться на призыв Общества и по возможности провести разъяснительную работу с окружающими. С 21 по 28 февраля 1915 года проводится сбор для Братства во имя Царицы Небесной для детей-идиотов и эпилептиков, а 14-21 - сбор Романовского комитета для детей-сирот.

Интересна публикация постановления заседания Епархиального комитета помощи больным и раненым воинам за 10 февраля 1915 года. Обсуждался вопрос распределения собранных средств и вещей для отправки на фронт. Особо встал вопрос о ненужных солдатам вещах. Дело в том, что на складах, арендованных Комитетом с осени 1914 года, скопилось много женской и детской одежды, легкой материи и прочих ненужных для фронта вещей. Было принято решение раздать это имущество семьям фронтовиков.

К середине 1915 года растет интенсивность помощи семьям крестьян- фронтовиков. По инициативе Епархиального комитета начинается безвозмездное снабжение таких семей посевным материалом. В апреле создается рабочая дружина из владимирских семинаристов для помощи в посевной. Позже такие дружины возникают на базе и других духовных учебных заведений. Планируется создание яслей для сельских семей на время сельскохозяйственных работ. Шуе отказали в создании таких яслей, поскольку город считался промышленным. В подобных яслях содержались дети до 8 лет. Был составлен устав и образец ведения отчетности, открытие сети яслей планировалось в начале лета 1915 года.

Указом епископата от 8 апреля 1915 года начался период активной деятельности приходских попечительских советов. Сократилась долгая бумажная волокита, чрезмерно удлинявшая сроки получения статуса нуждающегося в пособии. Теперь советы были наделены властью без утверждения начальства назначать статус получающего пособие. Пособие выдавалось единовременно. Его размер составлял от 5 до 20 рублей.

Начинается забота о жертвах войны. 27 мая был составлен проект инвалидного епархиального дома в Юрчакове на 50 коек. Циркулярное отношение канцелярии г. обер-прокурора Святейшего синода от 30 мая 1915 года за № 5610 на имя Его Высокопреосвященства Высокопреосвященного Алексея, Архиепископа Владимирского и Суздальского указывает на необходимость трудоустройства нижних чинов-инвалидов по рекомендации церковнослужителей. Предполагается назначение пенсии по инвалидности от 30 до 129 рублей в год в зависимости от тяжести ранения. В поддержку социальной программе 12 июля 1915 года издается указ о создании ремесленных школ для обучения ветеранов и инвалидов.

Также 27 мая издается указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего правительствующего синода. Согласно этому указу духовным лицам предписывается сообщать с мест о военных преступлениях противника и поведении пленных врагов в тылу. Подобными сообщениями, подкрепленными авторитетом церкви планируется поддерживать антинемецкую пропаганду.

С другой стороны, развивается программа сотрудничества с австрийскими пленными. Им дается большая свобода, разрешаются интервью с иностранными журналистами. К делу налаживания дружеских отношений с народами Австро-Венгрии в обход враждебного правительства подключается и РПЦ. 5 августа 1915 года выходит указ Святейшего синода об организации духовной работы с пленными православного или униатского вероисповедания. Результат не заставил долго ждать. Единичные случаи перехода в православие стали регулярными. Новокрещеным значительно расширяли права, вплоть до получения гражданства Российской империи. Позже, в 1916 году, распространение получили массовые торжественные церемонии присоединения к православию пленных, способствовавшие, по мнению церковников, росту пораженческого движения в рядах противника. Небольшая статистика по Владимирской губернии: 17 апреля 1916 года 36 офицеров-чехов и 4 рядовых присоединены к православию по их просьбе в Муроме, 11 июня 37 чехов католиков-русин торжественно присоединены к православию, 16 октября 9 чехов присоединены к православию.

Тем временем 27 мая 1915 года в селе Васильевском открываются первые ясли для детей крестьян-фронтовиков. Однако уже на примере этих яслей стало ясно, что следует разрешать пользоваться подобными яслями не только семьям фронтовиков, но и прочим крестьянам. Об этом опубликовано соответствующее указание епископата.

Продолжается и помощь фронту техническими мощностями учреждений, подведомственных епископату. В период с 27 мая по 5 июня 1915 года организуется запуск производства респираторов и химических повязок для армии силами церковно-приходских школ и духовных образовательных заведений. Примечательно, что идея подобной помощи фронту принадлежит одному из членов Епархиального комитета. В апреле состоялась активная переписка с министерством обороны, в результате которой последнее согласилось разместить часть заказов на снаряжение в подведомственных епископату учреждениях на безвозмездной основе. Были высланы инструкции и чертежи. Они были опубликованы в "Ведомостях" на специальных листах- приложениях. Однако только 15 июля 1915 года выясняется, что министерство обороны дало не те выкройки противогазов и химических повязок. На фронт уже отправили 40000 единиц бракованного снаряжения. Их пришлось вернуть. Производство также было временно приостановлено на несколько месяцев.

Летом 1915 года активизируют деятельность различные светские благотворительные организации. Однако сбор средств они стараются проводить с помощью поддержки РПЦ. Императрица организовала Комиссию помощи русским военнопленным. Сборы производятся через церковное ведомство, великая княгиня Мария Николаевна, глава Общества попечения о бесприютных детях, просила оказать помощь в проведении сбора "послу", выступающему от ее имени. Как сообщал комитет Общества, деньги от сбора направлялись в основном на нужды детей, ставших сиротами из-за войны. Сбор проводился 2 июля 1915 года. 12 июля 1915 года состоялся сбор Воинского благотворительного общества Белого креста под покровительством Великого Князя Михаила Алексеевича. Деньги собирались "в кружку" после торжественного молебна.

Интересен изданный 25 июня 1915 года приказ императора (через Синод) об организации яслей для детей воинов под ответственность Всероссийского попечительства об охране материнства и детства и приходских советов. Фактически он предписывал делать то, что уже сделано месяц назад, причем добровольно. Даже в Шуе были открыты ясли, несмотря на запрет руководства. Не были открыты ясли только в Иваново-Вознесенске.

С 10 августа во "Владимирских епархиальных ведомостях" появляются сообщения о беженцах. Начинается распределение эвакуированных монастырей, семинарий, прочих духовных учебных заведений. Так, женское духовное училище города Паричи в полном составе размещено во Владимирском женском монастыре. О простых беженцах пока ничего определенного не сказано. Государство не обеспокоено проблемой, поэтому вся помощь организуется на добровольных началах. Первая попытка начать программу помощи беженцам – заседание Епархиального комитета помощи больным и раненым воинам. Однако это заседание, состоявшееся 27 августа, не принесло значительных результатов. Была лишь одобрена идея временного приюта. А пока было постановлено через Городского Голову организовать бюро распределения по местам. Предполагалось размещение беженцев у добровольцев, списки которых создавались бюро. Только с 1 сентября начинает работать Епархиальный приют на 40 человек, развивают деятельность уездные комитеты, земские бюро-администраторы. 5 сентября - в Павловском доме при Епархиальном женском училище открыт приют-столовая для беженцев на 10 человек.

Тем временем в конце лета приходят новые верные чертежи средств химической защиты. С началом сентября вновь открывается производство. На 17 сентября Шуйский Всехсвятский Единоверческий монастырь произвел больше всего респираторов - 2180 штук.

Ситуация с беженцами становится критической, число их растет, а заниматься на государственном уровне этой проблемой никто не собирается. Поэтому 29 сентября 1915 года созывается внеочередное заседание Епархиального комитета помощи раненым и больным воинам. Заседание установило, что эвакопункты переполнены, в столовых и приютах нет свободных мест, число добровольцев, которые принимали беженцев в городах, сократилось. Постановили: расселять беженцев, высылая их из города по деревням, занять у комитета императорского высочества княжны Татьяны Николаевны средства для устройства беженцев на местах на постоянное место жительства (по желанию беженцев), организовать сельские комитеты из 5-6 человек для распределения беженцев на местах.

Принятые меры дали положительный результат: обстановка стабилизовалось. На 29 октября 1915 года по Владимиру: 309 человек питаются в столовой, 50 живет в организованных пунктах-приютах. А в ноябре к работе с беженцами активно подключаются и светские организации. Так, наказ членам Всероссийского общества попечения о беженцах, определяющий порядок работы и функции отделений на местах, публикуется в "Епархиальных ведомостях" 8 ноября 1915 года по просьбе секретариата общества. Само общество было создано 29 октября 1915 года.

13 октября 1915 года состоялось очередное заседание Епархиального комитета помощи раненым и больным воинам. Принято решение создать комиссию по снабжению для борьбы со спекуляцией и дороговизной. В качестве средств борьбы предполагалось закупать продукты первой необходимости и продавать их по низким ценам. Для хранения предполагалось использовать склады добровольцев-членов Комитета и земские склады. Владимирский земский сельскохозяйственный склад решили расширить и выделить деньги на реконструкцию. Поступившее предложение организовать дополнительные комитеты по беженцам было отклонено, беженцами продолжал заниматься в основном Епархиальный комитет.

Но уже в конце 1915 года круг проблем, решаемых Епархиальным комитетом помощи раненым и больным воинам, стал слишком широк. Поэтому принимается решение создать дочерние организации, занимающиеся решением конкретных вопросов. 18 декабря на заседании Владимирского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах постановили — выделить из Епархиального комитета помощи раненым и больным воинам делопроизводство и суммы в Владимирский отдел вышеназванного общества. А 28 декабря открыто Владимирское общество борьбы с дороговизной на жизненные продукты, фактически выделившееся из Комиссии по снабжению, части Епархиального комитета помощи раненым и больным воинам.

В выпуске "Епархиальных ведомостей", освещавшем последнее событие приводится статистика работы Епархиального комитета в деле помощи беженцам. Только во Владимире действовали 1 приют и 2 столовых, всего обслуживалось 210 человек. Потрачено всего 4734.40 рублей за 1915 г., не включая 2315 рублей, потраченных на одежду для беженцев. 133 рубля списано на внутренние расходы. В следующем, 1916 году, 19 августа решено открыть с 1 сентября еще одну столовую для беженцев при епархиальном женском училище в бывшем доме Павлова.

Несмотря на перегруженность отчетностью и делами снабжения благотворительных обществ, епископат по-прежнему продолжает проведение сборов в поддержку разнообразных организаций. Краткий перечень сборов за 1916 год. Тарелочный сбор Палестинского общества помощи богомольцам – в праздник Входа Господня в Иерусалим собрано 1910 рублей по епархии. От 30 декабря 1915 года рескрипт ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны направлен на имя высокопреосвященного Алексия, архиепископа Владимирского и Суздальского с просьбой организовать тарелочный сбор 2 февраля 1916 года на комитет ее имени. Комитет Елизаветы Федоровны производит сбор в пользу беднейших храмов России "Церковная лепта" 7-8 сентября. Последний централизованный сбор состоялся в августе 1916 года после получения 31 июля 1916 года отношения Комитета воинского благотворительного общества Белого креста о всероссийском сборе.

Последние выпуски "Епархиальных ведомостей" за 1916 год подводят итог работы Епархиального лазарета и его отделений. Расходы составили 48653 рубля. Через лазарет прошло 400 человек, из них на фронт вернулись 296, остальные уволены вчистую или отправлены на реабилитацию, дальнейшее лечение, 1 больной умер.

Конец 1916 — начало 1917 года ознаменовано ростом напряжения в стране. Появляются многочисленные публикации, направленные против роста ксенофобии. Участились случаи избиения беженцев и пленных, просто инородцев. В связи с этим выходит указ от 30 ноября 1916 об организации публичных чтений против ксенофобии. Но тревожная статистика стихийных выступлений продолжала расти.

Это последние сообщения о централизованной социальной деятельности Владимирского епископата. В "Ведомостях" за 1917 год присутствует лишь информация о рядовых событиях жизни епархии, деятельность Епархиального комитета не рассматривается.

Помимо всего вышесказанного следует добавить только об еще одной сфере деятельности Владимирского епископата – о непосредственной работе с фронтом. Во-первых, это духовное наставничество, переписка с командирами, офицерами и просто интересующимися церковной жизнью солдатами. Во-вторых, это помощь теплыми вещами и обмундированием. В-третьих, посылка разнообразных гостинцев к праздникам. Курируемыми полками епархии считались Ковровский, 9 Сибирский и 10 Малороссийский.

Однако посылались подарки и тем частям, где просто было много выходцев из Владимирской губернии. Также Церковь особо заботилась и о награжденных лицах. Любое вручение наград в тылу, в том числе и родственникам погибших, всегда проходило в присутствии священнослужителей. Активно шло взаимодействие и с Георгиевским комитетом, осуществляющим через епархии помощь кавалерам и их родственникам, а также проводящим торжества и праздники. Особо следует выделить и то, что церковь фактически являлась организатором всех пересылок добровольных вещевых и денежных пожертвований, поскольку по циркулярному отношению канцелярии обер-прокурора Святейшего синода от 26 февраля 1915 года № 2013 следовало по почте – платить за пересылку, а по железной дороге, с санкции епархиального начальства – бесплатно пересылать пожертвования на фронт.

^ наверх ^